ISSN 2070-805x
Архив выпусков
ХОРА
Журнал современной зарубежной философии
и философской компаративистики

2008

№ 2


ФИЛОСОФСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА

Колесников А.С. Африканская философия в поисках идентичности С. 4-29

В статье представлен обзор философской мысли в Африке. Автор рассматривает специфику Африканской философии, ее основные проблемы. Особое внимание уделяется ее тесной связи с формированием национальной идентичности африканского народа.

Соболева М.Е. Философия в Западной Германии во второй половине XX в. С. 30-47

Данный очерк представляет собой реферативный обзор основных тенденций развития послевоенной философии в Западной Германии до конца двадцатого века. Коротко характеризуются такие направления, как философская герменевтика, критический рационализм, философия Франкфуртской школы, универсальная и трансцендентальная прагматика и т.д. Проблематизируется роль и место философии в современном обществе.

Мартынов Д.Е. Этапы интеллектуальной биографии Кан Ю-вэя (1858–1927): к рецепции западной культуры на Дальнем Востоке С. 48-54

Статья посвящена попытке осмысления интеллектуального наследия великого реформатора и утописта Кан Ю-вэя (1858–1927) в контексте синтеза культур, происхо-дящего на Дальнем Востоке во второй половине XIX в.

ТОПОХРОН

Элден С. Утраченная точка: глобализация, детерриториализация и пространство мира С. 55-71

В статье предпринимается критический анализ доминирующего в литературе по глобализации направления, утверждающего что последняя может пониматься как детерриториализация. Доказывается, что предлагающие отказаться от территориального понимания политики неспособны концептуально разработать понятие территории как таковой. Проводя параллели между математикой и политикой XVII в., автор утверждает, что понятие территории зависит от специфического способа схватывать пространство как исчислимое. Такое понимание пространства делает возможными ограниченные территории, а также лежит в основании новых глобальных конфигураций. Иными словами, глобализация — это реконфигурация существующих пониманий, а не радикальный разрыв, как принято считать. В заключении статьи предлагаются некоторые комментарии к этой реконфигурации и утверждается, что прежде, чем думать, чем его можно заменить, необходимо предпринять историческую и концептуальную работу по понятию территории.

Чолоденко А. Крипт, дом с приведениями кино С. 72-84

Исходная посылка эссе состоит не только в том, что призрак есть привилегированный субъект фильма, но и в том, что он есть элементарная фигура кино, если у кино вообще есть элементарная фигура, если призрак может оказаться элементарной фигурой, фигурой действующей не только на всяком уровне всякого аспекта всякого фильма, но и на уровне синематического или, скорее, аниматического аппарата фильма, то есть на уровне фильма «как такового» — фильма как формы анимации. Таким образом, всё, что я говорю в этом эссе о кино, о фильме, следует понимать в отношении того, что я называю анимацией фильма, подразумевая, что не анимация есть форма фильма, но фильм есть форма анимации.

Волкова А.Н. Духовность и разумность в восточной и европейской традиции: сравнительный анализ С. 85-90

Статья «Духовность и разумность в восточной и европейской традиции: сравнительный анализ» носит методологическую направленность. В ней обсуждаются различия в категориях «духовное» и «разумное» в христианской и буддистско-даосской культурах. Обсуждаются вопросы содержания этих категорий, проблемы интерпретации ряда терминов, бытующие в исследованиях критерии. Автор стремится показать, что различия в философском и религиозном содержании этих понятий обусловливается культурой и ментальностью народов Запада и Востока.

ХРОНОТОП

Пономарева М.О. Л.И. Шестов как предтеча постмодернизма С. 91-98

В статье рассматривается творчество Л.И. Шестова, но не в традиционном для него духе экзистенциализма, а с позиций постмодернизма. Производится сравнительный анализ идей Л.И. Шестова и западных постмодернистов, таких как Батай, Бодрийяр и Лиотар. Сравнения производятся на основе следующих произведений: «Апофеоз беспочвенности», «Афины и Иерусалим», «Внутренний опыт», «Соблазн», «Состояние постмодерна» и др. Автор хочет показать, что достаточно молодые постмодернистские идеи отнюдь не новы, а их истоки находятся в творчестве Л.И. Шестова, который аргументировано объявляется предтечей такого направления философии как постмодернизм.

Коротков И.С. Философия культуры Мориса Бланшо С. 99-105

Морис Бланшо известный культурный и литературный критик значительно по-влиял на французских философов, среди которых Жорж Батай, Жак Деррида, Эмману-эль Левинас. В данной работе очерчены некоторые черты философии культуры Мориса Бланшо. В основе этого исследования находится онтологическое понятие «Внешнее», которое формирует отношение к произведению искусства, автору и сообществу.

ХРОНИКА
Две речи о феноменологии

Дрейфус Х. Отстранение, влечение и рациональность: действительно ли мы рациональные животные? С. 106-114
Молчанов В.И. Феноменологическая философия: исходная проблемная ситуация и первые решения С. 115-122

ДИСКУРС
Беседы с философами

«Деконструкция — это то, что происходит с миром» (Беседа с Аланом Чолоденко) С. 123-132
«Я неисправимый, старомодный гуманист» (Беседа с Полом Тэйлором) С. 133-142
Критическое изучение медиа (Беседа Кишора Будды с Полом Тэйлором) С. 143-146


ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Душин О.Э. Диспозиции совести: Бонавентура и Дунс Скот С. 147-153

В статье рассматриваются теории совести средневековых мыслителей Дунса Скота и Бонавентуры, выявляются основные диспозиции и оппозиции, сложившиеся в рамках их интерпретаций, особое внимание уделяется принципу любви как основа-нию нравственности.

Смородинов Р.А. Тайное евангелие Марка С. 154-163

В статье представлен анализ спорных моментов, связанных с публикациями Мортоном Смитом неизвестного Послания Климента Александрийского к Феодору — Послания, в котором якобы содержатся фрагменты Тайного евангелия Марка. Как известно, и поныне нет единодушного мнения относительно аутентичности как этого Послания, так и указанного Тайного евангелия. В статье дана транслитерация Послания к Феодору с греческой скорописи XVIII века на стандартное греческое письмо. Сделан перевод этого Послания вместе с двумя фрагментами Тайного евангелия Марка с греческого языка на русский.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

Смит Н. Рецензия на монографию: Borradori G. Philosophy in a Time of Terror: Dialogues with Jurgen Habermas and Jacques Derrida С. 164-171
Колесников А.С. Стратегии Жана Бодрийяра С. 172-176
Сидорова Е.Г. Рецензия на монографию: Власова О.А. Философские проблемы феноменологической психиатрии С. 177-180

Информация С. 181
Об авторах С. 182


Хостинг от uCoz