ХОРА
Журнал современной зарубежной философии
и философской компаративистики
2008
№ 2
ФИЛОСОФСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА
В статье представлен обзор философской мысли в Африке. Автор рассматривает специфику Африканской философии, ее основные проблемы. Особое внимание уделяется ее тесной связи с формированием национальной идентичности африканского народа.
Данный очерк представляет собой реферативный обзор основных тенденций развития послевоенной философии в Западной Германии до конца двадцатого века. Коротко характеризуются такие направления, как философская герменевтика, критический рационализм, философия Франкфуртской школы, универсальная и трансцендентальная прагматика и т.д. Проблематизируется роль и место философии в современном обществе.
Статья посвящена попытке осмысления интеллектуального наследия великого реформатора и утописта Кан Ю-вэя (1858–1927) в контексте синтеза культур, происхо-дящего на Дальнем Востоке во второй половине XIX в.
ТОПОХРОН
В статье предпринимается критический анализ доминирующего в литературе по глобализации направления, утверждающего что последняя может пониматься как детерриториализация. Доказывается, что предлагающие отказаться от территориального понимания политики неспособны концептуально разработать понятие территории как таковой. Проводя параллели между математикой и политикой XVII в., автор утверждает, что понятие территории зависит от специфического способа схватывать пространство как исчислимое. Такое понимание пространства делает возможными ограниченные территории, а также лежит в основании новых глобальных конфигураций. Иными словами, глобализация — это реконфигурация существующих пониманий, а не радикальный разрыв, как принято считать. В заключении статьи предлагаются некоторые комментарии к этой реконфигурации и утверждается, что прежде, чем думать, чем его можно заменить, необходимо предпринять историческую и концептуальную работу по понятию территории.
Исходная посылка эссе состоит не только в том, что призрак есть привилегированный субъект фильма, но и в том, что он есть элементарная фигура кино, если у кино вообще есть элементарная фигура, если призрак может оказаться элементарной фигурой, фигурой действующей не только на всяком уровне всякого аспекта всякого фильма, но и на уровне синематического или, скорее, аниматического аппарата фильма, то есть на уровне фильма «как такового» — фильма как формы анимации. Таким образом, всё, что я говорю в этом эссе о кино, о фильме, следует понимать в отношении того, что я называю анимацией фильма, подразумевая, что не анимация есть форма фильма, но фильм есть форма анимации.
Статья «Духовность и разумность в восточной и европейской традиции: сравнительный анализ» носит методологическую направленность. В ней обсуждаются различия в категориях «духовное» и «разумное» в христианской и буддистско-даосской культурах. Обсуждаются вопросы содержания этих категорий, проблемы интерпретации ряда терминов, бытующие в исследованиях критерии. Автор стремится показать, что различия в философском и религиозном содержании этих понятий обусловливается культурой и ментальностью народов Запада и Востока.
ХРОНОТОП
В статье рассматривается творчество Л.И. Шестова, но не в традиционном для него духе экзистенциализма, а с позиций постмодернизма. Производится сравнительный анализ идей Л.И. Шестова и западных постмодернистов, таких как Батай, Бодрийяр и Лиотар. Сравнения производятся на основе следующих произведений: «Апофеоз беспочвенности», «Афины и Иерусалим», «Внутренний опыт», «Соблазн», «Состояние постмодерна» и др. Автор хочет показать, что достаточно молодые постмодернистские идеи отнюдь не новы, а их истоки находятся в творчестве Л.И. Шестова, который аргументировано объявляется предтечей такого направления философии как постмодернизм.
Морис Бланшо известный культурный и литературный критик значительно по-влиял на французских философов, среди которых Жорж Батай, Жак Деррида, Эмману-эль Левинас. В данной работе очерчены некоторые черты философии культуры Мориса Бланшо. В основе этого исследования находится онтологическое понятие «Внешнее», которое формирует отношение к произведению искусства, автору и сообществу.
ХРОНИКА
Две речи о феноменологии
ДИСКУРС
Беседы с философами
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
В статье рассматриваются теории совести средневековых мыслителей Дунса Скота и Бонавентуры, выявляются основные диспозиции и оппозиции, сложившиеся в рамках их интерпретаций, особое внимание уделяется принципу любви как основа-нию нравственности.
В статье представлен анализ спорных моментов, связанных с публикациями Мортоном Смитом неизвестного Послания Климента Александрийского к Феодору — Послания, в котором якобы содержатся фрагменты Тайного евангелия Марка. Как известно, и поныне нет единодушного мнения относительно аутентичности как этого Послания, так и указанного Тайного евангелия. В статье дана транслитерация Послания к Феодору с греческой скорописи XVIII века на стандартное греческое письмо. Сделан перевод этого Послания вместе с двумя фрагментами Тайного евангелия Марка с греческого языка на русский.
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ