ХОРА
Журнал современной зарубежной философии
и философской компаративистики
2008
№ 3
К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МОРИСА МЕРЛО-ПОНТИ
Статья предлагает критический анализ феноменологической концепции М. Мерло-Понти. Автор прослеживает поэтапное развитие экзистенциальной феноменологии Мерло-Понти, сопоставляя её с концепциями французских и германских феноменологов.
В статье предпринимается сравнительный анализ феноменологических концепций Жака Лакана и Мориса Мерло-Понти. Автор показывает, каким образом предложенная Мерло-Понти концепция интенциональности тела трансформируется в мысли Лакана.
В статье осуществляется сравнительный анализ идей Л. Бинсвангера и М. Мерло-Понти. Основным сходством их идей автор называет так называемую позицию «между»: между Гуссерлем и Хайдеггером, между нормой и патологией. И Бинсвангера, и Мерло-Понти интересует дообъектная сфера, изначальный опыт человека. Исследуя его сущность, они вводят концепты дообъектного восприятия и экзистенциально-априорных структур, трансценденции и выражения.
ФИЛОСОФСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА
В статье обсуждается одна из актуальных проблем, связанных с определением статуса государственного языка в многонациональном государстве. Автор выделяет государственно-политический, этнокультурный и социально-психологический аспекты данных дискуссий. В качестве способа позитивного разрешения языковых проблем рассматривается билингвизм.
Исследования мифологического сознания уходят своими корнями еще в античность, но интерес к этому вопросу достиг своего апогея в конце XIX и в XX веке, когда исследователи обратились в том числе и к изучению определенных свойств современного человека, позволяющих проводить параллели между его мышлением и мышлением, свойственным архаике. Данная статья в первую очередь посвящена анализу концепций Э. Кассирера, М. Элиаде, К.Г. Юнга и Дж. Кэмпбелла, чьи идеи представляются весьма продуктивными для интерпретации так называемых «современных мифов» и проявлений «мифологичности» в мышлении современного человека.
Случай Доры впервые открывает феномен переноса в клинической практике Фрейда. Хотя этот анализ не был успешным, он позволяет Фрейду (1) концептуализировать перенос как фундаментальный механизм психоаналитической техники, (2) обнаружить симптом как результат отношения с другим, т.е. социальный феномен, и (3) осознать психоанализ как социальный анализ.
ТОПОХРОН
Статья посвящена поиску первичных источников и условий философствования. Здесь рассматривается проблема поиска Родины как бытийно-исторической основы нашего существования, в результате которого рождается мыслящий человек.
Цель эссе состоит в том, чтобы рекламировать концепт семиотической хоры Кристевой, переосмыслив его в контексте двух важных дебатов в постмодернизме. Первый касается философской проблемы «начала прежде Начала», второй — необходимости и возможности медиации между несоизмеримыми сущностями: «демоническим» и социальным, желанием и Законом, материальным производством и репрезентацией. Я утверждаю: (1) что введение термина хора в «Революции поэтического языка» отражает стремление Кристевой восстановить в правах материалистическую экономию начала, какой она предстаёт в «Тимее» Платона, из которого Кристева и заимствует свой спорный термин; и (2) что введение термина хора отражает попытку Кристевой исследовать «третье пространство» неоднозначной соотносительности, в контексте которой наше трансцендирование «демонического» обмана происходит скорее «среди», чем «вне» нас.
ХРОНОТОП
Статья посвящена исследованию проблемы мира животных у Хайдеггера. Как и в большинстве работ по этой тематике, нами привлекается курс зимнего семестра 1929–1930 гг. «Основные понятия метафизики», но анализ стремится выйти за его пределы, чтобы посмотреть на фигуру или фигуры животных в более широком ракурсе Хайдеггерова наследия. Этот анализ показывает, что животные всегда представлены у Хайдеггера как содержащие какой-либо недостаток, обделенные миром, лишенные языка, истории, рук, дома, пространства, и что все эти характеристики укоренены в наиболее фундаментальном различии: человек — это zoon logon ekhon. В анализе Хайдеггера он является не рациональным животным, но живым бытием, связанным с логосом, речью. Прослеживая как логос становится ratio, мы приходим к выводу, что то, что животные не умеют считать, — единственная позитивная характеристика животных в работах Хайдеггера.
В статье рассматривается проблема хронологической локализации коммунизма, понимаемого в советской модели мира как общество будущего. Обосновывается мысль о том, что неоднозначность теоретизации коммунизма в работах К. Маркса и Ф. Энгельса компенсировалась семантико-символическими ресурсами фонового знания русской культуры, репрезентированного в языковых концептах. Выделяются основные нарративные коды «коммунистического дискурса».
ДИСКУРС
Беседы с философами
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ