ISSN 2070-805x
Архив выпусков
ХОРА
Журнал современной зарубежной философии
и философской компаративистики

2008

№ 4


ФИЛОСОФСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА

Попков Ю.В., Тюгашев Е.А. Философия Севера (опыт демаркации) С. 4-15

Определение специфики отдельного способа бытия мировой философии через противопоставления иному способу порождает, на взгляд авторов, эффект соотношения неопределенностей. Экспликация философии Севера позволит более определенно зафиксировать некоторые параметры восточного и западного типов философствования и наряду с этим открыть дополнительные возможности философской рефлексии. Авторы показывают это, отталкиваясь от гегелевского сопоставления восточной и западной философии.

Деот Ж.-Л. О различии между разногласием и распрей (Рансьер-Лиотар) С. 16-29

Данный текст анализирует политические аспекты полемики Рансьер-Лиотар. Автор подчеркивает принципиальное различие между лиотаровским понятием «распри» и понятием «разногласие» у Рансьера. Если распря указывает на принципиальную невозможность политического диалога, то разногласие допускает его возможность, которая сопровождается «выходом из политической невидимости» одной столкнувшихся из сторон.

Боянич П. Аллергологии: от аналогии суверенитета к атрибутам насилия С. 30-45

Статья посвящена исследованию концепта аллергии от Гегеля до Левинаса. Автор утверждает, что, во-первых, аллергия Левинаса определённо восходит к гегелевской «теории другого»; во-вторых, аллергия у Левинаса есть абсолютный и совершенный синоним гегелевской гомеопатии; в-третьих? левинасово ниспровержение гомеопатии и аллергии, переворачивающее Гегеля с головы на ноги — терапия для Гегеля, но болезнь для Левинаса; в-четвёртых, новый шаг Левинаса и спротивление аллергии есть нечто большее, нежели обычное сопротивление гомеопатии, — аллергия признаёт безопасность и невинность другого, тогда как анти-аллергия требует проверки вымысла и фантазии об опасности и тлетворности другого; в-пятых, одержимость собственными сопротивлением и аллергией на другого высвобождает другого, способствуя конституированию новой субъективности Левинаса, но не так, как в гомеопатической конструкции, где другой обманчиво нападает на организм.

Бродский А.И. Синтаксис судьбы С. 46-57

В статье проводится сравнительный анализ представлений о судьбе в стоицизме, иудаизме и христианстве. Цель анализа: показать зависимость этих представлений от логических особенностей нарративов, принятых в различных культурах.

ТОПОХРОН

Милютинович Боянич С. Генетика текста как генетика третьего рода: Хора (triton genos) в текстах Жака Деррида С. 58-67

Деррида Ж. Нация и философский национализм: мифос, логос, топос С. 68-80

Дьяков А.В. Хорология Деррида. Заметки на полях С. 81-90

ХРОНОТОП

Хоннет А. Между Аристотелем и Кантом: очерки морали признания С. 91-105

Степанов М.А. Тело, образ, текст, знак, сила воображения…: философия тела Дитмара Кампера С. 106-115

В статье представлена философия тела немецкого философа Дитмара Кампера. Через концепты: «абстракция тел», «антропологический четырехугольник», «мышление тела» — рассматривается связь теории воображения и философии тела с медиа теорией Вилема Флюссера. Согласно Дитмару Камперу, тело — наше живое тело — основа всего того, что мы есть и что мы делаем — становится большой проблемой. Необходимым для решения этой проблемы является новый опыт, который я называю «опытом мышления тела».

Кондратьев А.В. Мировоззренческие предпосылки Тибетской экспедиции СС 1938 года С. 116-138

Исследование посвящено одному из важнейших эпизодов в соприкосновении западной и восточной эзотерических традиций — знаменитой экспедиции в Тибет, предпринятой под руководством Эрнста Шефера в 1938 году. В работе рассматриваются как религиозно-философские предпосылки данной экспедиции, так и образ Тибета в немецкой эзотерической традиции, получившей известность накануне Третьего Рейха — в ариософии. Особенное внимание уделено двум важным направлениям ариософской эзотерики — традициям ирминизма и арманизма. Согласно ирминизму личного мага Генриха Гиммлера — Карла Марии Вилигута, в Тибете нужно искать остатки великой посвятительной традиции древности, установленной мастером космотехники Бальдром-Крестосом, бывшим нордическим Христом задолго до Рождества Христова. Согласно арманизму, Гималаи нужно понимать как Himmelslage, небесное место великих камней, на которых с незапамятных времён совершались арио-германские арманические ритуалы.

ДИСКУРС
Беседы с философами

«Нужно различать философию и мудрость» (Беседа с А.В. Перцевым) С. 139-150
«Испания и Россия близки» (Беседа с Л.Е. Яковлевой) С. 151-160

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Ковревская В.Е. К вопросу о понятии бытия в философии Фомы Аквинского С. 161-168

В истории философии сложилась традиция, согласно которой понятие бытия (esse) у Фомы Аквинского интерпретируется преимущественно как актуальность, реальное существование, при этом часто недооцениваются все те тексты, где бытие описывается как «высшее совершенство» и «совершенство всех совершенств». Некорректным представляется и «экзистенциалистское» прочтение Аквината. Понятие бытия у Фомы — сложное, многоуровневое аналогическое понятие. Бытие в минимуме — это просто бытийствование, универсальная связь всего со всем, универсальная мировая основа; бытие в максимуме — абсолютная полнота и совершенство Бога.

Емельянов А.В. Дискурс удовольствия как язык общества потребления С. 169-173

В статье рассматривается проблема существования и функционирования гедонистического дискурса в современном обществе и культуре. Исследуется понятие «удовольствия», грани его приложения и применения, мотивы обращения к гедонистическим ценностям в культуре.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

Дьяков А.В. Философия постструктурализма во Франции С. 174-175
Об авторах С. 176


Хостинг от uCoz