ХОРА
Журнал современной зарубежной философии
и философской компаративистики
2008
№ 4
ФИЛОСОФСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА
Определение специфики отдельного способа бытия мировой философии через противопоставления иному способу порождает, на взгляд авторов, эффект соотношения неопределенностей. Экспликация философии Севера позволит более определенно зафиксировать некоторые параметры восточного и западного типов философствования и наряду с этим открыть дополнительные возможности философской рефлексии. Авторы показывают это, отталкиваясь от гегелевского сопоставления восточной и западной философии.
Данный текст анализирует политические аспекты полемики Рансьер-Лиотар. Автор подчеркивает принципиальное различие между лиотаровским понятием «распри» и понятием «разногласие» у Рансьера. Если распря указывает на принципиальную невозможность политического диалога, то разногласие допускает его возможность, которая сопровождается «выходом из политической невидимости» одной столкнувшихся из сторон.
Статья посвящена исследованию концепта аллергии от Гегеля до Левинаса. Автор утверждает, что, во-первых, аллергия Левинаса определённо восходит к гегелевской «теории другого»; во-вторых, аллергия у Левинаса есть абсолютный и совершенный синоним гегелевской гомеопатии; в-третьих? левинасово ниспровержение гомеопатии и аллергии, переворачивающее Гегеля с головы на ноги — терапия для Гегеля, но болезнь для Левинаса; в-четвёртых, новый шаг Левинаса и спротивление аллергии есть нечто большее, нежели обычное сопротивление гомеопатии, — аллергия признаёт безопасность и невинность другого, тогда как анти-аллергия требует проверки вымысла и фантазии об опасности и тлетворности другого; в-пятых, одержимость собственными сопротивлением и аллергией на другого высвобождает другого, способствуя конституированию новой субъективности Левинаса, но не так, как в гомеопатической конструкции, где другой обманчиво нападает на организм.
В статье проводится сравнительный анализ представлений о судьбе в стоицизме, иудаизме и христианстве. Цель анализа: показать зависимость этих представлений от логических особенностей нарративов, принятых в различных культурах.
ТОПОХРОН
ХРОНОТОП
В статье представлена философия тела немецкого философа Дитмара Кампера. Через концепты: «абстракция тел», «антропологический четырехугольник», «мышление тела» — рассматривается связь теории воображения и философии тела с медиа теорией Вилема Флюссера. Согласно Дитмару Камперу, тело — наше живое тело — основа всего того, что мы есть и что мы делаем — становится большой проблемой. Необходимым для решения этой проблемы является новый опыт, который я называю «опытом мышления тела».
Исследование посвящено одному из важнейших эпизодов в соприкосновении западной и восточной эзотерических традиций — знаменитой экспедиции в Тибет, предпринятой под руководством Эрнста Шефера в 1938 году. В работе рассматриваются как религиозно-философские предпосылки данной экспедиции, так и образ Тибета в немецкой эзотерической традиции, получившей известность накануне Третьего Рейха — в ариософии. Особенное внимание уделено двум важным направлениям ариософской эзотерики — традициям ирминизма и арманизма. Согласно ирминизму личного мага Генриха Гиммлера — Карла Марии Вилигута, в Тибете нужно искать остатки великой посвятительной традиции древности, установленной мастером космотехники Бальдром-Крестосом, бывшим нордическим Христом задолго до Рождества Христова. Согласно арманизму, Гималаи нужно понимать как Himmelslage, небесное место великих камней, на которых с незапамятных времён совершались арио-германские арманические ритуалы.
ДИСКУРС
Беседы с философами
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
В истории философии сложилась традиция, согласно которой понятие бытия (esse) у Фомы Аквинского интерпретируется преимущественно как актуальность, реальное существование, при этом часто недооцениваются все те тексты, где бытие описывается как «высшее совершенство» и «совершенство всех совершенств». Некорректным представляется и «экзистенциалистское» прочтение Аквината. Понятие бытия у Фомы — сложное, многоуровневое аналогическое понятие. Бытие в минимуме — это просто бытийствование, универсальная связь всего со всем, универсальная мировая основа; бытие в максимуме — абсолютная полнота и совершенство Бога.
В статье рассматривается проблема существования и функционирования гедонистического дискурса в современном обществе и культуре. Исследуется понятие «удовольствия», грани его приложения и применения, мотивы обращения к гедонистическим ценностям в культуре.
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ