ХОРА
Журнал современной зарубежной философии
и философской компаративистики
2009
№ 1
ФИЛОСОФСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА
Статья обращается к эпизодам соприкосновения Ролана Барта с дальневосточными культурами. Автор показывает имплицитное присутствие буддийских мотивов в творчестве Барта.
Понятие религиозного сознания часто используется в современной гуманитарной науке (философия, теория религии и т. д.), однако под этим термином разные авторы понимают зачастую различные явления. В статье делается попытка определить специфику религиозного сознания. Анализ понятия религиозного сознания осуществляется на материале западной (Гегель, Тейяр де Шарден) и индийской (Шри Ауробиндо и др.) философии, а также западной социологии (Р. Коллинз, Э. Дюркгейм). 1. Религиозное сознание предполагает сложную, высокого уровня рефлексию индивида над своим положением в обществе и над своим отношением к религиозным ценностям. Отсутствие рефлексии, наивная вера с религиозным сознанием несовместимы, а само оно не только допускает, но даже прямо требует критического отношения к существующим религиозным концепциям, практикам богопочитания и нравственным заповедям, базирующимся на религиозных текстах. Носитель религиозного сознания — это всегда потенциальный еретик или диссидент. Эта неортодоксальность религиозного сознания, критическое отношение к привычным догмам является, однако, стимулом для развития религии как элемента культуры. Религиозное сознание — это своего рода «мутагенный фактор» в религии, который может порождать как нежизнеспособные или откровенно деструктивные формы религиозности, так и вполне жизненные и даже необходимые культуре. 2. Религиозное сознание как одна из форм культурного сознания предполагает принятие человеком на себя ответственности не только за собственное положение в мире, но и за положение самого мира.
В этой статье я хотел бы в широком смысле этого термина возродить философию языка Беньямина, вот почему я прибегаю к е. богословскому измерению. Обращаясь за помощью к Мерло-Понти, мы с вами зададимся вопросом: «Мог ли увидеть Беньямин что-то, что мы смогли бы расшифровать за пределами, или вне, богословской проблематики?». Затем, поскольку только этого недостаточно, я хотел бы вернуться к дискуссии о том, как эта позиция могла повлиять на политику Беньямина.
ТОПОХРОН
В статье дается компаративный анализ западной и ведийской философских традиций на предмет сходства и различия структур их гносеологий. Особое внимание уделяется сопоставлению онтологических обоснований сверхчувственного познания, прежде всего, сверхчувственного слушания. Прослеживается корреляция ведийской шабда-праманы с понятиями и категориями, определяющими познание посредством сверхчувственного слушания в концепциях основателей западной философской традиции (Пифагор, Платон, Аристотель). Наибольшее внимание исследование уделяет весьма продуктивному сопоставлению гносеологической сущности ведийской шабды с принципами феноменологии познания Э. Гуссерля, затрагивающей актуальные проблемы самоидентификации самой европейской феноменологической традиции. В итоге автор приходит к предположению правомерности выделения в структуре современной европейской философии познания особого способа познавательной деятельности, основанного на слушании авторитетного представителя достоверного знания. Наряду с эмпирической и рациональной сферами познавательной деятельности человека, сверхчувственное слушание является не менее могущественным фактором формирования индивидуального мировоззрения субъекта познания. Сверхчувственное слушание, будучи трансцендентным по отношению к эмпирическому и рациональному уровням восприятия познающего человека, имеет способность преодолевать создаваемый ими так называемый "концептуальный каркас" (К. Поппер), соответствующий на языке постструктуралистского дискурса нарративам, симулякрам, гипертекстам и пр., и таким образом получать доступ к влиянию на самые глубинные пласты сознания человека. Обладая потенцией корректировать сверхчувственные уровни человеческого сознания, сверхчувственное слушание может инициировать формирование других, принципиально новых "концептуальных каркасов" (нарративов, симулякров и т.д.), а значит, способно приводить к новому знанию (либо новой иллюзии и т.д.).
В статье освещаются взгляды Джона Андерсона, который, опираясь на опыт европейских мыслителей, создал свою философскую концепцию на территории Австралии и оказал колоссальное влияние на развитие философской и социальной мысли этой страны в 1930-1950 годы. Фигура этого мыслителя привлекает, прежде всего, тем, что его требование свободы было воспринято поколением молодых австралийцев как призыв к действию, и когда в 1950-1970 годах в Австралии на улицах царили беспорядки, активисты называли своим предтечей Джона Андерсона.
ХРОНОТОП
В статье всесторонне представлена философия крупнейшего испанского мыслителя Х. Субири (1898-1983). Показывается, что учение Субири выходит за узкие рамки национальной философии, являясь значимым для мировой культуры. Подробно рассматриваются соотношение философии и науки, проблема объективной истины, проблема сущности, проблема "чувствующего интеллекта", философская антропология и философия языка замечательного испанского философа.
Автор рассматривает философию Гегеля как экзистенциальный феномен. Он утверждает тезис, в соответствии с которым современный интерес к Гегелевскому способу мышления и его "системе" может быть связан с проблемой "неогностицизма". В частности, он показывает, что Гегелевское мышление характеризуется наличием в нем особых разновидностей беллетризма, магизма и теургизма. Рассматривая парадигмальные принципы христианской философии, в первую очередь, "обновление ума" в результате "жизни во Христе" как онтологический базис христианского познания, в рамках этой парадигмы оценивается и мышление Гегеля. Философия Гегеля характеризуется как особый вид замещения и интеллектуальной компенсации кризиса реального религиозного опыта.
Статья обращается к творчеству британского философа Дж.Э. Мак-Таггарта (1866-1925). Автор проясняет место мыслителя в ряду гегельянских и неогегельянских школ, предлагая собственную дефиницию "неогегельянский персонализм".
ХРОНИКА
Выступления в рамках "Дней Петербургской философии - 2008"
ДИСКУРС
Беседы с философами
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ